Лидер Сплина Александр Васильев родился в Санкт-Петербурге (который в те времена еще именовался собственно Ленинградом) 15 июля 1969 года. До 5-ти лет жил в Сьерра-Леоне, государстве в Западной Африке, а потом в Литве. Но большую часть своей жизни Васильев прожил в Питере, где он и основал группу Сплин. "Официальной" датой рождения группы считается 27 мая 1994 гола.
Нынешний состав Сплина:
Александр Васильев - вокал, музыка, тексты.
Николай Лысов - барабаны
Александр Морозов - бас-гитара
Николай Ростовский - клавишные
Стас Березовский - гитары
Сергей Наветный - барабаны
Ян Николаенко - флейта
Дискография (+ мои мнения об альбомах)
1994 - "Пыльная Быль"
Самый первый альбом группы, который был выпущени небольшим тиражом в 94-м, а затем повторно выпущен в 97-м.
1995 - "Коллекционер Оружия"
Первый альбом, записанный с участием гитариста Стаса Березовского и клавишника Николая Ростовского. Самая популярная песня "Рыба без трусов" не произвела на меня никакого эффекта. Мой фаворит - "Что ты будешь делать?". Я считаю, что самые глубокие тексты Сплина представлены именно на этом альбоме.
1997 - "Фонарь под Глазом"
Мой любимый альбом группы. Потрясающая гармония между словами и музыкой, интересные песни, каждая из которых - отдельная история, отдельное настроение.
1998 - "Гранатовый альбом"
Самый "утяжеленный" в смысле музыки альбом группы. Песня "Орбит б/сахара", которая принесла группе популярность - именно с этого альбома. В отличие от предыдущих альбомов на "Гранатовом" нет "сказочных" композиций. На их место встали "жизненные", что лично я не считаю изменением к лучшему. Эволюция музыки Сплина произвела не слишком приятное впечатление на многих фанатов, которые стали говорить об "опопсении" группы. Я же с этим категорически не согласен по различным причинам. Во-первых: я вообще не понимаю, что означает понятие "опопсение". Каждый музыкант хочет получать деньги за то, что ему нравится - в этом нет ничего плохого. И я не считаю, что в данном случае изменение стилистики текстов может в какой-либо мере быть связана с коммерцией.
1999 - "Альтависта"
Во многом психоделический альбом, где уж слишком много песен с упоминанием алкоголя. БГ утверждает, что "Альтависта" не похожа не на один другой альбом Сплина, с чем я не согласен. По-моему между "Фонарем" и "Гранатовым" разница не меньше, чем между "Альтавистой" и другими творениями группы. Альбом безусловно интересен, но тем не менее я считаю его самым неудачным призведением Сплина.
1999 - "Альтависта live"
Сборник-концерт из 2-х дисков. Достаточно занимательная работа.
2000 - "Знаменатель"
Тот альбом, чья обложка приведена крупным планом наверху. Как бы сборник лучших песен, хотя не очень понятно по какому принципу они избирались. И на нем нет ни одной песни из "Коллекционера", что, на мой взгляд, весьма серьезное упущение. Также на альбоме есть 2 новых песни: "Кое-что еще" (простая приятная песня) и "Тебе это снится" (слишком примитивная и занудная аранжировка)
2001 - "25-ый кадр"
Первый альбом группы, "начинённый" хитами. Именно с него начиналась у некоторых сегодняшних отчаянных фанов нежная любовь к группе "Сплин". Такие хиты, как "Линия Жизни" (саундтрек к "Брат-2"), "Всего Хорошего", "Моё Сердце", "Феллини", "Остаёмся Зимовать", "Тебе Это Снится", "Пластмассовая Жизнь" и "Пой Мне Ещё" до сих пор находятся в ротации многих радиостанций.
2002 - "Акустика"
На этом магическом концерте, прошедшем 9 декабря 2001 года в Драматическом театре Станиславского, группа отыграла ретроспективный акустический сет, который охватил периоды творчества спЛина от "Коллекционера Оружия" до "25-го Кадра", а также несколько песен, не выходивших ранее на аудионосителях.
2003 - "Новые Люди"
Ещё один успешный альбом Васильева. Хитов здесь по-меньше, чем на "25-ом кадре", но в хит-парадах такие треки, как "Новые Люди", "Время, Назад" и "Гандбол" находились довольно продолжительное время. По-моему, один из успешных альбомов Сплинов, входивший в составы многих сборников Русского Рока.
2004 - "Черновики"
Лидер группы "СПЛИН" Александр Васильев записал 15 композиций, сочиненные им в период с 1989 по 1996гг. Как минимум три песни с альбома уже достаточно известны это композиция 'Романс', 'Бони и Клайд' и 'Мария и Хуана'. Помимо песен авторства самого Васильева, в 'Черновики' вошли как давно написанные, но до сих пор нигде не изданные песни, так и композиции, принадлежащие перу других авторов. Это, в частности, композиции Бориса Гребенщикова 'Аделаида', Андрея Макаревича 'Паузы', а также композиция на стихи не менее уважаемого артистом поэта Иосифа Бродского. А в подарочном издании диска вы найдёте стихотворение А.Васильева за которое он был награждён премией Нашего Радио 'Поборол' в номинации 'Поэзия 2003' и песню Владимимра Высоцкого 'На братских могилах'.
2004 - "Реверсивная Хроника Событий"
Ровный, спокойный и незамысловатый альбом. Особое настроение во время прослушивания создают инструментальные треки, коих не было в творчестве «Сплина» со времен «Альтависты». Но это не просто «мелодии без слов», это некие тридцатисекундные звуковые компиляции. Восхищает поэзия, которая в песнях незаслуженно обзывается «текстами». Такие строчки как «я не живу, я наблюдаю за собственной жизни развитием», «ждет в стволе патрон», «по карте блуждают горячие точки» запоминаются моментально, заседают в голове раскаленными гвоздями. Можно сказать одно, пластинка удалась. Лучшие треки: «Мы сидели и курили», «Сиануквиль», «Бериллий», «Урок географии», «Романс», «Люди на ладони», «Шато Марго».
2004 - "Романс" (Single)
Сингл «Романс» включает в себя четыре трека: акустическую, электрическую и электронную версии заглавной песни, а также инструментал «Шаги». Видео «Романс» оставлено издателями на «потом» - главным образом, по той причине, что клип никак не разместить на трехдюймовом CD, именуемом также «самым компактным компакт-диском».
2007 - "13 лет в Рок-н-Ролле"
В альбом "13 лет в рок-н-ролле" вошли самые значительные песни группы за этот период, а также редкие акустические версии абсолютных хитов - "Любовь идет по проводам", "Мое сердце", "Остаемся зимовать".
2007 - "Раздвоение Личности"
Общее впечатление. Раздвоение оно и есть раздвоение. И я покривлю душой, если скажу, что в музыкальном отношении СпЛин прыгнул выше головы. Приходится признать однообразие мелодий, которое, впрочем, по обыкновению компенсируется текстами. Тем не менее, звучание всё-таки весьма интересное: движение заметно, а куда оно – вперёд ли, назад ли, влево или вправо – не столь важно. Главное, что все семнадцать песен альбома слушаются на одном дыхании, и не возникает свойственного таким объёмным работам ощущения затянутости. Впрочем, самым разумным будет последовательная череда комментариев к каждой песне. Итак, запаслись терпением и поехали.
01. Мелькнула чья-то тень. К заглавной композиции всегда повышенные требования – она задаёт общий темп и должна быть выполнена на высоком уровне, то есть быть достаточно хитовой, не загрузной и подходить к настроению альбома. В целом, номер один требованиям соответствует. Не могу сказать, что песня чудо как хороша, но и неплоха. Почему-то понравилось про овчарку – просто так.
02. Скажи. Композиция уже давно и прочно раскручена – собственно, что тут ещё говорить? Ну, разве то, что мне лично эта песня очень нравится – и в плане музыки, и в плане текста.
03. Матч. Стёбная спортивная песенка с отсылкой к группе Чай-Ф. Весело, игриво, актуально, в стиле «Гандбола».
04. На счастье! Просто встряска перед более спокойными композициями альбома. Довольно органично. Такой истерический выкрик.
05. Волна. Вполне интересно. Думаю, если прослушать несколько раз, может слегка зацепить. Но не сильно.
06. Лепесток. Самая скучная и однообразная в музыкальном плане песня. Хотя весьма наполненная смыслом. Там есть один рифф, подозрительно напомнивший композицию номер шестнадцать («Прочь из моей головы»)… Переслушала ещё раз. Да нет, не показалось – ноты почти идентичные, просто сыграно по-разному. Ну, действительно, чего интересному проигрышу пропадать? Этот рифф идёт рефреном в течение всей песни и к концу крайне надоедает. Единственное, что меня взяло за душу – повторение угасающей строчки «Никто не хочет войны».
07. Император. Не удивлюсь, если с первого раза из всего текста вы разберёте только финальное «На тебе власть, император, на…» Остальное забивается жёсткой музыкой, назначение которой в данной композиции осталось для меня загадкой. Впрочем, и услышанного вам может хватить. Песня короткая, но, как ни странно, сильная. Вопросительные знаки в этой самой финальной фразе чередуются с восклицательными, что приводит к занимательной игре слов. «На тебе власть, император? На…? На тебе власть, император! На!» Социально, но с тем же очень субъективно. Поскольку эмоционально.
08. Бетховен. Вы ещё не слышали последнюю новость? Бетховен мёртв. Отличная альтернатива извечному «Цой жив». Меткая и интересная композиция. Мне очень понравилось. Бетховен умер – да здравствует Бетховен!
09. Маяк. Песня на стихи Маяковского. Никогда бы не подумала, что лирика Владимира Владимировича может так хорошо сочетаться с музыкой СпЛина. Более того: это сочетание настолько органично, что начинаешь усматривать сходство между текстами Васильева и поэзией Маяковского. И как же я раньше не замечала? Тот же рваный ритм, ступенчатость, неожиданные рифмы и абсолютно уникальная образность. В «Маяке» музыка второстепенна и это правильно. В таких случаях текст надо просто начитывать под мелодию – это же не романсы по мотивам цветаевской поэзии. Вспомним «Конец прекрасной эпохи» на стихи Бродского – та же история. Текст цепляет слушателя и не даёт расслабиться до последней строчки. Задача музыки – не мешать восприятию слов.
10. Праздник. На мой взгляд, одна из лучших композиций альбома. Васильеву лучше всего удаются такие песни-мантры, где присутствует игра слов и звуков, сплетающихся в занятную сеть, выпутываться из которой одно удовольствие. «Жили люди, жили – жили и не выжили. Тянули люди жилы – жилы и не выдержали…» и т.д. Для сравнения приведу «Лабиринт» с РХС. Та же гипнотизирующая, основанная на голом ритме музыка. Только в «Лабиринте» больше текста, который ещё запутаннее, чем в «Празднике». Очень хорошо сделана строчка «Этот праздник не для всех: ни для этих, ни для тех». Именно сделана.
11. Сухари и сушки. Непонятная композиция. По крайней мере, для меня. Зачем-то в середине резко меняется ритм и размер, что, на мой взгляд, совершенно не оправдано и неуместно. Мне вообще сначала показалось, что началась следующая песня. В общем, что-то невнятное и неубедительное. Повторюсь: это исключительно моё мнение.
12. Мобильный. Стопроцентный хит. Вступление слегка (для особо дотошных повторюсь: слегка!) напомнило «Сказочную тайгу» Агаты Кристи. В целом, очень милая песенка.
13. Колокол. Немного скучная, не цепляющая песня. Это мы уже проходили. Постскриптум: там есть бэк-вокал Саши Васильевой.
14. Пробки. Объективно попытка сделать вторую песню-мантру (смотреть выше). Но на одном альбоме (даже на таком длинном) двум подобным композициям тесно. Я голосую за «Праздник». Эта неплоха, но до того же «Лабиринта» или «Валдая» ей далеко.
15. Мама Миа. Хотя при прочтении названия первые ассоциации у меня были с латиноамериканскими мыльными операми (ну, помните, они там все экспрессивно всплёскивали руками и вскрикивали: «О, Мама Миа!»…), номер пятнадцать к ним отношения не имеет. Зато он имеет отношение к весьма недурственным песням.
16. Прочь из моей головы. Ещё одна раскрученная песня. Кстати, её я тоже отнесла бы к мантрам (теперь это у меня термин такой, привыкайте), притом удачным. Один из лучших текстов на всём альбоме. Матерное словцо, которое отчего-то вызвало такой резонанс в общественном сознании, меня лично не смутило – на мой взгляд, его употребление здесь вполне оправдано. В общем, зачёт. Постскриптум: здесь тоже есть бэк-вокал Саши Васильевой, и я даже обнаружила, где конкретно – это было непросто. Можете поискать, если есть желание.
17. Сын. Очень добрая и светлая песня. Идеальное завершение для альбома. Теперь мы можем оценить новый образ Васильева – образ отца. И поверьте, ему эта роль очень даже идёт.
В заключение. Работа достойная. В альбоме семнадцать композиций. Из них как минимум две трети вызывают разной степени интерес. Как минимум треть – заведомо хорошие песни. Даже без многократного переслушивания. Сейчас я кручу этот диск практически беспрерывно, и кривая моего мнения находится в постоянном движении. Даже начинала писать эту рецензию я в несколько ином, чем сейчас, настроении. Не устаю повторять, что СпЛин – группа, песни которой раскрываются не сразу, если только это не заведомые хиты. Поэтому ставим круговой повтор и вперёд! Но помните: этот праздник не для всех. (Рецензия взята отсюда: http://eloise-13.livejournal.com/12190.html)