Уже второй по счету визит в Москву Джейми Стюарта и его группы Xiu Xiu – событие знаковое. Пять лет назад их выступление в Москве стало толчком к охватившему столицу инди-буму. Фестиваль Avant Fest, хедлайнерами которого и были Xiu Xiu, открыл московским зрителям не только новых артистов и новые музыкальные жанры, но и совершенно иной образ мышления. Надо ли говорить, что экстравагантное шоу Xiu Xiu стало тогда настоящей сенсацией. С тех пор утекло много воды – к группе присоединился перкуссионист и вибрафонист Чес Смит, да и музыкальный вектор чуть поменялся, однако Джейми и его команда по-прежнему идут в авангарде. Их козыри – широта мышления и бесстрашие перед любыми экспериментами!
Группа, позаимствовавшая название из китайского фильма Xiu Xiu: The Sent-Down Girl (в русском переводе – «Сосланная»), образовалась в 2000-м году, когда певец и автор песен Джейми Стюарт и музыкант и продюсер Кори МакКалох, успевшие поиграть в нескольких инди-группах, решили объединить усилия и создали новый коллектив. Вскоре к группе присоединились Ивонн Чен и Лорен Льюис.
Музыкальные корни Xiu Xiu ведут в первую очередь к пост-панку. В их песнях нетрудно расслышать влияние Joy Division и ранних The Cure – гипнотическая ритм-секция, мрачная атмосфера и эмоциональный, «на срыве» вокал Джейми, срывающийся то в крик, то в плач. Острая «проблемная» лирика с обилием скрытых подтекстов (среди тем их песен были самоубийство, СПИД и война) и особая сценическая харизма роднили Стюарта не только с Робертом Смитом, но и с Морриси.
Любви к Smiths Джейми не скрывал, успев даже записать кавер на их песню Asleep. Но ни о каких заимствованиях и речи быть не могло. Xiu Xiu – не одна из многочисленных post-punk revival групп, а настоящие авангардисты-экспериментаторы. Их песни неизменно облачались в необычные музыкальные формы – с голосом и гитарой соседствовали экзотические инструменты, скрежет индустриальной перкуссии, амбиентные шумы и прочий новаторский электронный саунд-дизайн. Причудливые инструменты стали и неизменной частью их выступлений, Джейми и компания тащили на сцену буквально всё что звучало – от винтажных детских электроорганов до гуслей.
Группу подписал вашингтонский инди-лейбл 5 Rue Christine, а трамплином для европейского взлета Xiu Xiu стал берлинский экспериментальный лейбл Tomlab, открывший миру таких артистов, как The Books, Patrick Wolf и Casiotone For The Painfully Alone. Мировую известность музыкантам принёс третий по счету альбом Fabulous Muscles. Журнал Pitchfork Media выставил пластинке почти рекордную «девятку» и рассыпался в похвалах: «Эта пластинка хороша буквально от начала до конца. Группа нашла свой уникальный способ обращаться к слушателю, это в равной степени ни похоже ни на один из известных жанров, будь то поп, авангардные эксперименты или что-то еще». Тогда же сформировался и окончательный костяк группы – его составили Джейми Стюарт и Кэрали МакЭлрой, пришедшая на смену двум другим участницам (Ивонн решила сконцентрироваться на своём магазине вегетарианской еды, а Лорен – на учебе в университете). МакКаллох же взял на себя роль продюсера и принимал участие в записи нескольких последующих дисков группы. Яркий, экстравагантный и манерный Джейми составлял на сцене прекрасную пару с полушепчущей Кэрали, которая будто бы боялась всего вокруг, да и самой себя. На её хрупкие плечи, однако, легла тяжкая ноша мультиинструменталиста – она хваталась то за бас-гитару, то за клавиши, то за духовые, то за перкуссию, с блеском управляясь со всем этим арсеналом.
После удачного альбома и мирового тура, Xiu Xiu решили расти вширь, увлеклись неофолком (выпустив сплит-пластинку с Девендрой Банхартом), пост-роком и даже авангардной неоклассикой – результатом этого стала совместная пластинка с Liz “Grouper” Harris, известной благодаря релизам на британском Type Records. Последний альбом Xiu Xiu Women As Lovers, на материале которого скорее всего и будет строиться программа московского концерта группы, вышел совсем недавно на лейбле Kill Rock Stars, и в каком-то смысле совмещает все направления коллектива. Здесь можно услышать и печальный чувственный акустический фолк, и бодрые шумные эксперименты, а одним из центральных инструментов аранжировки стал вибрафон нового участника коллектива Чесса Смита. Есть тут даже заигрывания с поп-музыкой в виде яркой кавер-версии Under Pressure Queen и Дэвида Боуи, где в роли приглашенного гостя отметился Майкл Джира!
Долгожданный большой сольный концерт Xiu Xiu 12 октября в клубе «Б2»!